Ростислав ШУРМА: Несмотря на то, что я родился в далеком зеленом городе Львове, где металлургической промышленностью и не пахло, МНЕ ПОЧЕМУ-ТО ВСЕГДА КАЗАЛОСЬ, ЧТО МЕТАЛЛУРГИЯ — ЭТО КРУТО!
Новейшая история металлургического комбината «Запорожсталь» во главе с его новым генеральным директором Ростиславом Игоревичем Шурмой, возглавившим предприятие 30 июля 2012 года (Часть 85-я)
Ростислав Шурма: «Мне почему–то всегда казалось, что металлургия – это круто»
Накануне Дня металлурга генеральный директор комбината «Запорожсталь» ответил на многочисленные вопросы читателей и корреспондентов «Индустриалки», рассказал, когда впервые почувствовал себя металлургом и почему выбрал именно эту профессию
– Ростислав Игоревич! За год вашего директорства на «Запорожстали» уже, мне кажется, и новый термин появился – «молодая металлургия». Это что — новая молодая команда управленцев? Общее омоложение трудового коллектива? Внимание к молодежи, за которой будущее комбината? Что вы вкладываете в этот термин или, скорее, понятие?
– Термин этот, по–моему, виртуальный. Можно сказать, даже немножко выдуманный. Потому что — ну какая мы «молодая металлургия»! В нашей команде есть люди самые разные. Есть и ребята моего возраста — около тридцати лет, есть и опытные мужики по шестьдесят лет — и женщины! – которые работают и приносят пользы предприятию не меньше, чем молодые специалисты. Просто у каждого свое. У молодых, может, немножко больше энергии. У людей в возрасте — больше опыта, знаний.
Сплав этих двух составляющих — опыта–знаний и энергии — большая, мне кажется, сила и наше основное преимущество.
– В вашем представлении люди, работающие в металлургии, – какие они? Отличаются чем–то, скажем, от молочников или аптекарей?
– Да, наверное, отличаются! Выдержкой, характером, духом, силой воли. Потому что труд у нас тяжелый – причем не только физически, но и эмоционально, если честно.
– Ростислав Игоревич! Вы уже, наверное, познакомились с династиями металлургов, работающих на «Запорожстали». Сколько их на комбинате? Насколько для предприятия это важно — то, что складываются династии?
– Династии у нас есть — и очень сильные. Самая большая заводская династия, если сложить годы работы всех членов семьи, насчитывает общий трудовой стаж более 700 лет! У нас есть десятки династий, у которых общий стаж работы составляет около сотни или несколько сотен лет.
Считаю, что в целом династии — это очень хорошо. Потому что это верность профессии, любовь к своему заводу, сплоченность людей.
Могу сказать, что мы и дальше будем поощрять работу и существование династий на нашем заводе — исключительно в положительном понимании этого слова. И только в том контексте, чтобы люди действительно хотели, горели и работали. А не потому, что «так сложилось».
– Но вы сами не продолжили семейную династию. Может, в большинстве случаев все–таки жизнь сама все по местам расставляет? Вы же не пошли по стопам родителей — они у вас медики?
– Я же совсем не утверждаю, что трудовой коллектив должен сплошь состоять из семейных династий. Да, действительно, у меня семья медиков — не в первом поколении. Но как–то так сложилось — родители хотели, чтобы я стал врачом, но уже в 12–13 лет я ощущал, что душа у меня к этому не лежит. Я выбрал другой путь. Поехал в другой город — осваивать ту профессию, которая мне была ближе.
– Ростислав Игоревич, лет через двадцать — ой, нет, значительно раньше! – вам придется думать уже о своих детях, об их выборе профессии. Что бы вы для них хотели?
Фото: Генеральный директор «Запорожстали» Ростислав Шурма считает, что выбрал настоящую мужскую работу
– Знаете, в этом плане у меня подход точно такой же, как было в случае со мной. Я считаю, что мои дети сами должны выбрать свою профессию и заниматься тем, что будет им близко и, как говорится, «до душі».
А я, со своей стороны, буду делать все для того, чтобы они получили хорошее образование и могли сделать правильный выбор.
А к чему будет лежать их душа, какие у них природные таланты откроются, я не могу предсказать. И считаю, правильно в свое время сделал, что не пошел в медицину. Потому что из меня вряд ли получился бы хороший хирург или кардиолог.
– Мой вопрос генеральному директору «Запорожстали». Что лично для вас значит праздник — День металлурга?
– Много есть профессиональных праздников. Например, День медицинского работника — тоже большой праздник, особенно для моих родителей. День бухгалтера есть, День журналиста. Но все–таки День металлурга — праздник особенный.
Честно вам скажу, я не поэт и иногда эмоции мне тяжело передавать какими–то там пафосными словами. Да это, наверное, и не нужно. День металлурга для меня — это ощущение сопричастности к большому делу и ощущение гордости за нашу профессию. За то, кто мы, металлурги, есть. И за то, что мы делаем.
– Ростислав Игоревич! А вот можете назвать «пять причин», по которым вы решили стать металлургом?
– Пять, может, и не назову, но несколько причин было.
Первая. Металлургия — это основная отрасль нашей экономики. И она, наверное, будет оставаться такой еще добрый десяток лет. Для меня было всегда главным находиться среди чего–то самого важного, самого большого. Поэтому я пошел в металлургию.
Вторая. Металлургия — это интересно. Это физика, это химия, точные науки и одновременно яркие процессы, которые сами по себе привлекают.
Третья. Металлургический комбинат — это огромная организация. Всегда это тысячи, десятки тысяч людей. А я люблю работать в большом коллективе.
И четвертая причина. Несмотря на то, что я родился в далеком зеленом городе Львове, где металлургической промышленностью и не пахло, мне почему–то всегда казалось, что металлургия — это круто! Я не ошибся, это действительно чисто мужская работа.
– Ростислав Игоревич! Какое место занимает металлургия в вашей жизни? Вам интересна эта работа? Спрашиваю так потому, что по личному опыту знаю: если нет интереса к профессии, то и работа будет в тягость. И даже высокая зарплата тут не поможет.
– Это моя жизнь. Меня тут только что спрашивали о «пяти причинах», по которым я выбрал металлургию. Я назвал только четыре. Но вот сейчас вспомнил и о пятой. Не сразу — со временем я понял, уже когда пришел на «Запорожсталь», что меткомбинат и металлургия — это возможность изменить жизнь многих людей к лучшему. Реально изменить.
– Считается, что металлургия не может жизнь людей «изменить к лучшему» – в плане экологии.
– Вообще, я не об экологии сейчас говорю. Хотя и о ней тоже. Потому что к экологии можно по–разному подходить. Можно так — мол, живем и будем жить дальше. И никто нам ничего не сделает – «решим вопросы». А можно реально убеждать собственников — находить ресурсы, способы, как инвестировать в экологию. Что, собственно говоря, мы и делаем.
– Логика у промышленников должна быть такая — если наши предприятия являются загрязнителями окружающей среды, от этого никуда не денешься, то мы и будем теми, которые изменят жизнь к лучшему?
– Абсолютно верно. Давайте при этом мы объективно посмотрим на другие заводы. Много ли предприятий в Украине, в России, где пришли команды и с ходу начали заниматься «зелёными проектами»? Не много. А мы пришли и начали. С чего? С газоочистки, с травильного отделения.
Если бы мы не заняли такую активную позицию, вряд ли бы что–то изменилось. А мы это сделаем — и изменим в будущем жизнь людей к лучшему. В том числе и в экологии.
Но я начал говорить не только про экологию. Еще и про уровень зарплаты. Я считаю, что в течение трех–пяти лет можно перестроить процесс так, что наши люди действительно будут в три раза больше зарабатывать. И я верю в это.
Я уверен, что мы многое можем сделать по улучшению условий труда людей. Мы уже, по мелочам, начали делать, а можно сделать, чтобы условия труда, условия быта стали намного лучше.
– Ростислав Игоревич, как сейчас с престижностью профессии металлурга обстоят дела? По–моему, конкурсы в вузы на металлургические факультеты пока еще далеко не самые высокие? Или, может, слишком много металлургов вузы готовят?
– Мы такой большой вопрос затронули — образование. Для меня, честно говоря, в этом многое непонятно. По–моему, сфера образования требует принципиальной реформы. Потому что на сегодня объективно университеты тысячами набирают абитуриентов на металлургические профессии. А реально — мы понимаем, что рабочих мест создается сотни. И уже априори мы детей, которые идут туда учиться, как бы ставим перед большим конкурсом, когда после вуза они придут устраиваться на работу.
По большому счету, у нас аналогичные ситуации сейчас происходят с экономистами, юристами, которых вузы тоже десятками тысяч выпускают, и тяжело понять, кому они нужны.
– Получается, причина в том, что раньше пять человек из класса в институт поступали, а сейчас двадцать пять.
– Да, согласен — это одна из причин. У нас немного девальвировалась система высшего образования.
– Раньше говорили о всеобщем среднем образовании, а теперь уже впору говорить о «всеобщем высшем»?
– Да, так и есть.
– Ростислав Игоревич! Какое место в планах и заботах руководства комбината занимает социальная сфера?
– Что такое металлургия? Не только «чугун и сталь». Металлургия, мы пришли к какому–то общему пониманию, это железо, сырье, металл. Но в первую очередь – это люди. Металлурги, которые работают на нашем заводе, на других заводах.
И если мы хотим, чтобы люди хорошо работали, давали хороший результат, мы должны к ним хорошо относиться, давать достойную компенсацию и о них заботиться. А заботиться — это создавать те или иные социальные блага, социальные компенсации.
Поэтому ответ на ваш вопрос прост: люди — это один из ключевых наших приоритетов.
– Здравствуйте, Ростислав Игоревич, у меня к вам вопрос относительно острова Хортица. Хотел бы узнать, не планируете ли вы помочь заповеднику с развитием?
– Мы планируем восстанавливать сотрудничество с Национальным заповедником «Хортица», наш проект по пушкарне на территории историко–культурного комплекса «Запорозька Січ» будет реализован в течение двух месяцев. Для нас очень важно поддерживать такие исторические проекты, это духовное наследие для будущих поколений.
– Здравствуйте, меня зовут Николай Попков, я проработал в цехе горячей прокатки тонкого листа 47 лет. На пенсию я ушел, когда мне был 71 год, но из–за переработки сегодня у меня нет льгот и поощрений, как у других ветеранов предприятия. Можно ли что–то изменить в этой ситуации?
– На заводе есть утвержденное положение о совете ветеранов и выходе на пенсию, в котором прописаны все нюансы. В частности, там сказано: если любой работник в течение трех месяцев выходит на пенсию, после достижения пенсионного возраста, он получает и пользуется всеми льготами, которые положены нашим сотрудникам.
А если же он принимает решение еще поработать, мы ему эту возможность предоставляем, но таким образом он теряет возможность получения льгот. В этом у нас порядок, и делать для кого–то исключение — не корректно.
– Здравствуйте, я — Нина Михайловна Литвиненко, проработала на комбинате крановым машинистом 35 лет. А сейчас я и другие ветераны, и рабочие комбината вынуждены постоянно сталкиваться с хамским отношением сотрудников страховой компании, которая нас обслуживает по медицинским вопросам. Там предлагают только дорогие препараты, а на простые, говорят, денег нет. Недавно меня довели там до слез, предложили лечь в больницу, видимо, чтобы выкачать за один раз все деньги, которые нам начисляет «Запорожсталь». Что же делать?
– Нина Михайловна! Во–первых, обо всех случаях необходимо сообщать — либо на имя директора по персоналу, либо через совет ветеранов. В каждом конкретном случае мы будем разбираться.
Я уже не первый раз слышу жалобы на страховую компанию. Все конфликтные моменты мы решим, и они будут либо предоставлять качественный сервис, либо пойдут искать других клиентов. Мы как социально ответственное предприятие тратим 6 миллионов гривен каждый год на медицинское страхование наших работников, чтобы обеспечивать качество медицинских услуг, и будем требовать от всех задействованных в этом процессе предприятий оказывать качественные услуги на эти деньги.
– Добрый день, меня зовут Людмила. Скажите, вы не планируете провести ремонт или замену трамваев, на которых сотрудники комбината каждый день добираются на работу?
– Электротранспорт — ответственность городских властей, и каждый должен заниматься своим делом. Наш комбинат должен делать металл, платить людям зарплату и платить налоги в бюджет. Так, в год мы платим миллиард гривен, только в местный бюджет — более 300 миллионов. Задача городских властей — обеспечить эффективное управление этими деньгами. Их достаточно, чтобы содержать в нормальном виде электротранспорт.
Со своей стороны, мы каждый день обеспечиваем подвоз на работу более четырех тысяч человек. За девять месяцев мы кардинально изменили систему этих перевозок, и сегодня наши люди добираются на работу на импортных автобусах европейского класса.
– Добрый день, меня зовут Анатолий Ткаченко, я — почетный металлург и хотел бы уточнить, будут ли в этом году нам начисляться выплаты ко Дню металлурга от комбината?
– Ни одну льготу, которая выплачивалась нашим сотрудникам и ветеранам, мы не отменили, и все выплаты будут осуществлены. По поводу Дня металлурга, я думаю, деньги будут начислены к 20 июля.
– Здравствуйте, вас беспокоит Анатолий Кугаренко, ветеран завода. Скажите, есть ли смысл вкладывать средства для повышения производительности стана 1680 в цехе горячей прокатки тонкого листа?
– Этот стан — часть технологической цепочки и он будет частью этой цепочки и в будущем при производстве конверторов. Один конвертор, по сути, полностью будет работать на машину непрерывного литья.
Мы ожидаем – производство стана 1680 будет на уровне 2,5 миллиона тонн в год. Продукт этого стана в будущем должен соответствовать всем европейским стандартам качества. А наши основные инвестиции – это именно повышение качества продукта, который мы производим.
– Ростислав Игоревич, когда вы впервые почувствовали себя металлургом и почему выбрали именно эту отрасль?
– Впервые прочувствовал, что я действительно металлург, на Макеевском меткомбинате, где–то в 2007 году. Это было внутреннее осознание — привязанность к коллективу, заводу, к делу, к отрасли в целом.
– Добрый день, Ростислав Игоревич! Я – председатель четвертой группы совета ветеранов «Запорожстали» Александра Корнева. Хочу поздравить вас с наступающим Днем металлурга и пожелать успехов в вашем нелегком труде!
Я от всех ветеранов искренне благодарю вас за материальную и моральную помощь, которую вы нам оказываете. Спасибо за прекрасный отдых в санатории–профилактории на Хортице и в пансионате «Металлург» на берегу Азовского моря. И отдельное спасибо вам за все добрые дела, которые вы делаете для нашего города!
– Я вас также поздравляю с праздником, и это вам спасибо за ваш труд! Поверьте, сегодня завод развивается, и это благодаря вашему труду.