«Запорожсталь»: Будем брать эффективностью и качеством
«New lords, new laws» – эта английская пословица как нельзя кстати подходит к теме смены собственника на одном из ключевых украинских производителей плоского проката – металлургическом комбинате «Запорожсталь». Во второй половине прошлого года на комбинат пришла новая команда руководителей. О том, какие изменения произошли за это время на предприятии, и что нового планируется предложить рынку в ближайшей перспективе, рассказал генеральный директор предприятия – Ростислав Игоревич Шурма.
– Ростислав Игоревич, как Вы оцениваете основные достижения 2012 года, в чем намеченные задачи выполнены на 100%?
– Ключевой задачей в 2012 году, в частности в III-IV квартале, было повышение эффективности работы предприятия. Что такое повышение эффективности? Это, в первую очередь, снижение себестоимости, поскольку металлургия – это рынок commodity, а здесь самое важное – насколько ты конкурентоспособен, насколько ты проходишь по себестоимости на те или иные рынки. Второй задачей было увеличение объемов производства и третьей – назовем это так – внутренняя трансформация на комбинате.
Я считаю, что со всеми этими целями мы вполне справились. Если говорить о снижении себестоимости, то при счете на тонну стали снижение составило более 700 грн. или 18-18,5%. Если говорить о деньгах – мы «нашли» около 160 млн. грн. каждый месяц.
Причем это результат сознательной, большой, целенаправленной программы по снижению себестоимости, которая включала все без исключения расходные коэффициенты: все расходы энергоресурсов, все потери, все простои и т.д. Сама программа была очень большая, состояла из нескольких сотен пунктов, многие из них – это идеи, предложенные снизу, от цехов, от персонала, от людей.
Итог этого очевиден: придя на комбинат, мы имели около миллиона гривен убытков в месяц, а сейчас, в принципе, мы вывели предприятие на безубыточную работу.
Что касается объемов производства. С этой задачей мы также справились – по итогам III-IV кварталов по сравнению с 2011 годом смогли неплохо нарастить объемы производства и по чугуну, и по стали, и по прокату. В результате, по чугуну мы вышли практически на +5%, по стали – практически в ноль, потому что в I полугодии было падение объемов производства, и нам едва удалось это компенсировать.
– Как изменилась сбытовая политика предприятия?
– В прошлом году мы очень плотно начали сотрудничать с нашим самым большим акционером – компанией «Метинвест». Мы все продажи перевели на каналы «Метинвест». Почему мы это сделали? Потому что мы считаем нецелесообразным параллельно строить собственную сбытовую сеть – «Метинвест» присутствует в 5060 странах. Это огромное количество офисов, агентов, это система торгового финансирования. Безусловно, всю эту инфраструктуру можно было бы параллельно построить на «Запорожстали», но зачем, если можно прозрачно и открыто договориться с «Метинвестом», который продвигает наш продукт? Более того, за счет того, что наш продукт предлагается в пакете с продукцией «Азовстали», ММК им. Ильича, Енакиевского МЗ и Макеевского МЗ, мы имеем определенные синергии по предложению для наших клиентов.
– Изменилась ли география продаж во II полугодии?
– Да, во II полугодии мы немного больший акцент сделали на внутренний рынок, потому что этот рынок для нас приоритет №1. Скажу цифрами: если в июле на внутренний рынок отгружено нескольким более 50 тыс. тонн металлопроката (месяц перед нашим приходом), то на конец года (октябрь-ноябрь) мы вышли на цифру 85 тыс. тонн, примерно таких объемов и планируем придерживаться. В среднем по прошлому году доля в структуре продаж украинского рынка была 28%, на этот год мы ставим задачу добиться 33%, что означает отгрузить на украинский рынок 1 млн. тонн продукции.
– Какие планы относительно экспортных продаж в текущем году, в том числе поставок проката в Россию?
– В отношении рынка России есть понимание того, что конкуренция там значительно обостряется. Но у «Метинвеста» есть очень хорошая сеть дистрибьюции – около 30 баз и прочные отношения со многими потребителями нашей продукции, в первую очередь, с трубными заводами. Поэтому надеемся сохранить наши позиции на российском рынке, будем бороться за то, чтобы сохранить.
Где мы видим перспективу на ближайшее время? Это, наверное, страны Африки, там металлопотребление сейчас растет хорошими темпами. В апреле мы выйдем на объемы отгрузки на Африку более 30 тыс. тонн, то есть объемы серьезно выросли.
Это Восточная Европа, где местные производители становятся неконкурентоспособными, при этом металлопотребляющие отрасли все-таки еще живые. Вот собственно три наших ключевые точки роста – Украина, Восточная Европа и Африка.
Могу сказать в цифрах нашу структуру продаж (укрупненно): Украина – порядка 30%, Россия, СНГ – 15-20%, страны Южной и Восточной Европы – 15%, Турция -10-15%, Южная Африка – более 10%, Северная Африка – до 10%. А вообще мы бы хотели 100% продавать внутри Украины.
– Планируется ли наращивать объемы продаж в целом в 2013 году по отношению к 2012 году?
– Объемы продаж являются производной от объемов производства, а для нас объемы производства в текущем году стоят только на третьем месте. В первую очередь, мы продолжим работу по снижению себестоимости, второе – это качество. Нам необходимо существенно поработать над улучшением качества и клиентского сервиса. И только третье – это объемы производства, поскольку нет необходимости гнать вал, когда у нас и так перепроизводство на рынке металла. Поэтому будем брать эффективностью и качеством.
По тому плану, который у нас есть, мы рассчитываем сохранить объемы производства и, соответственно, объемы продаж на 2013 год на том же уровне, что и в 2012 году, но я думаю, что мы сработаем с плюсом. I квартал мы начали с плюсом и надеемся сохранить эту тенденцию. В частности, если сравнивать по итогам I квартала, то у нас рост по сравнению с I кварталом 2012 года по прокату – 8,5% (объем производства по итогам I квартала составил 808 тыс. тонн – прим. ред.).
– Какие еще мероприятия планируются по снижению себестоимости?
– На мир нужно смотреть бережливыми глазами. Несмотря на то, что мы сэко номили 700 грн. на тонне стали, мы в этом году должны сэкономить еще 100-120 грн. Потому что есть огромное количество мероприятий, которые в самом процессе, на каждом участке, и до которых, может быть, я не дойду, но наши специалисты их найдут. Сейчас мы строим такую систему, которая как раз замотивирует линейный персонал участвовать в этом процессе. Я сейчас говорю именно об эффекте за счет организационно-технических мероприятий.
– Планируется ли проводить мероприятия по коренной реконструкции мощностей?
-Уже в прошлом году мы сделали прорыв. Мы достроили базисный склад угля, который нам обошелся в 350 млн. грн. И этим проектом мы поставили точку в глобальной программе по внедрению технологии вдувания ПУТ. Фактически построили агломашину №1 и газоочистку, наладку которой мы сейчас продолжаем, что обошлось нам в 240 млн. грн.
В этом году у нас не менее масштабная инвестиционная программа. Мы приступили в I квартале к реализации проекта по реконструкции травильного отделения в цехе холодной прокатки – мы перейдем с серного травления на соляно-кислотное. Это очень масштабный экологический проект, общая стоимость его – более 700 млн. грн. Также мы планируем в этом году сделать газоочистку №2 на агломашине №2 (по очереди) – это еще около 80 млн. грн. инвестиций. И мы сейчас, безусловно, очень интенсивно обсуждаем вопрос по конвертерному цеху с ключевым акционером – группой «Метинвест».
– Почему именно сейчас решили браться за строительство конвертера?
– Сегодня в Украине осталось три мартена – на «Запорожстали» (самый большой мартен в мире), на ММК им. Ильича и на «АрселорМиттал Кривой Рог». Мартены массово закрывались в течение последних 2 лет. Давайте посчитаем: «Азовсталь», «Макеевка» (еще 4 года назад), ДМЗ, Алчевский МК и Нижнеднепровский ТПЗ («Интерпайп»). То есть за последнее время остановлено 5 мартенов, еще 3 мартена осталось. Это уже, конечно, будет процесс более длительный, но я считаю, что постепенно страна должна уйти от мартена.
– Какие работы по расширению сортамента продукции будут проведены уже в 2013 году?
– Мы сейчас очень углубили сотрудничество и с трубниками, и с машиностроителями. На сегодняшний день мы делаем основной упор на новый профиль в отделении проката гнутых профилей (это единственное в Украине отделение) и на производство ленты. Это продукты с самой высокой глубиной передела, которые мы производим. В рамках программы сотрудничества с машиностроителями и другими потребляющими отраслями в текущем году мы предложим ряд новых профилей.
Помимо этого, мы пытаемся восстановить программу сотрудничества с АвтоЗАЗом. Мы не можем, к сожалению, обеспечить АвтоЗАЗ лицевым металлом, однако сейчас работаем над тем, чтобы 100% металла, который идет на внутренние части, завод покупал у нас.
– О каком объеме поставок АвтоЗазу идет речь?
– Все зависит от объемов производства самого АвтоЗАЗа. В моем понимании, в лучшем случае это может быть 2 тыс. тонн в месяц, в той программе, которая есть у них сейчас. И если мы выйдем на тысячу тонн, то это будет хорошо. Для нас это не особо большие объемы, но это очень принципиально и патриотически, и логистически, чтобы наши автомобили производились максимально из нашего металла.
– Каким образом сейчас строятся отношения с конечными потребителями на внутреннем рынке?
– На сегодняшний день мы благодаря сотрудничеству с «Метинвестом» вышли на прямые контракты практически со всеми потребителями металла в Украине, кому интересен наш сортамент, минуя посредников. Кто это? Трубники, строители, вагоностроители, машиностроители – самые крупные потребляющие отрасли. Мы много работаем с дистрибьюторскими центрами. Наша основная задача на внутреннем рынке – это полностью заместить импорт. В первую очередь, мы предлагаем лучший сервис.
– Какие методы будут использоваться для замещения импорта?
– Конкурентоспособность. А какие методы? Мы считаем, что все методы должны быть исключительно рыночными, любое вмешательство государства в виде квот, пошлин, ограничений долгосрочно не является полезным для секторов. Безусловно, какие-то отдельные решения стратегически возможны, но мы ни на что похожее не рассчитываем и не просим. Мы считаем, что должны работать в условиях рынка.
Мы понимаем, что должны предоставить клиенту хороший сервис, скорость выполнения заказов, в тех толщинах, в тех ширинах, в которых он хочет. Это оперативный разбор любых проблем, то есть что-то у клиента не получилось – мы должны разобраться. Может и он виноват, не прав, но мы должны помочь ему решить эту проблему. Или если мы не правы – заменить товар или сделать скидку. Мы должны повысить качество, что мы сейчас и делаем. И приоритет номер один на 2013 год – это качество по всем параметрам.